Витязь – современный московский трамвай
Сегодня историческое депо принимает самые современные трамваи — «Витязь-Москва». Первая партия «Витязей» поступила в 2019 году, и сейчас здесь обслуживают 120 инновационных составов. Они ходят по маршрутам №№ 12, 24, 34, 36, 37, 43, 45, 46, 50 в районах Соколиная Гора, Новогиреево, Метрогородок и других.
Трамваи модели 71-931 «Витязь» и модификации являются представителями новой линейки низкопольных трамваев, разработанных «ПК Транспортные системы» и предназначенных для городских пассажирских перевозок на линиях колеи 1524 мм, электрифицированных верхним контактным проводом номинального напряжения 550 В постоянного тока. Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной подвижностью и лиц с колясками и багажом. В рамках модели «Витязь» создано две модификации — базовая модель 71-931 и более современная модель 71-931М, отличающаяся от базовой изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски и большей длиной, а также увеличенным числом мест в салоне.
Трамваи состоят из трёх сочленённых секций и в стандартном исполнении имеют одну кабину управления и двери только по правому борту, ввиду чего могут эксплуатироваться только на маршрутах с правосторонним движением и разворотными кольцами либо треугольниками на конечных остановках. Для маршрутов с челночным движением без разворота может быть выпущен двухкабинный вариант трамвая с двухсторонним расположением дверей, в этом случае вместо хвостовой секции устанавливается головная с кабиной управления. На базе трёхсекционной модели 71-931М планируется создание конструктивно унифицированного пятисекционного трамвая, у которого головная и хвостовая либо две головных секции аналогичны 71-931М, а вместо одной средней бездверной секции с узлами
Общие сведения
Трамваи модели 71-931 «Витязь» и модификации являются представителями новой линейки низкопольных трамваев, разработанных «ПК Транспортные системы» и предназначенных для городских пассажирских перевозок на линиях колеи 1524 мм, электрифицированных верхним контактным проводом номинального напряжения 550 В постоянного тока. Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной подвижностью и лиц с колясками и багажом. В рамках модели «Витязь» создано две модификации — базовая модель 71-931[24] и более современная модель 71-931М, отличающаяся от базовой изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски и большей длиной, а также увеличенным числом мест в салоне.
Трамваи состоят из трёх сочленённых секций и в стандартном исполнении имеют одну кабину управления и двери только по правому борту, ввиду чего могут эксплуатироваться только на маршрутах с правосторонним движением и разворотными кольцами либо треугольниками на конечных остановках. Для маршрутов с челночным движением без разворота может быть выпущен двухкабинный вариант трамвая с двухсторонним расположением дверей, в этом случае вместо хвостовой секции устанавливается головная с кабиной управления. На базе трёхсекционной модели 71-931М планируется создание конструктивно унифицированного пятисекционного трамвая, у которого головная и хвостовая либо две головных секции аналогичны 71-931М, а вместо одной средней бездверной секции с узлами
Технические характеристики
Основные характеристики трамваев 71-931 и 71-931М «Витязь»:
- Общие безразмерные характеристики:
- Количество секций — 3;
- Осевая формула — (20—0)+(20)+(0—20);
- Количество дверей — 6, в том числе
- одностворчатых — 2;
- двухстворчатых — 4;
- Размеры:
- Общие размеры вагона:
- Длина вагона 71-931 — 27 000 мм;
- Длина вагона 71-931М — 27 500 мм;
- Ширина — 2500±50 мм;
- Высота с опущенным токоприемником — 3 500 мм;
- Рабочая высота токоприёмника — 4—6 м;
- Высота опорной площадки (подножки) — 370 мм;
- Ширина дверного проёма:
- одностворчатых дверей — 730 мм;
- двухстворчатых дверей — 1 300 мм;
- База вагона между поворотной и неповоротной тележками — 8 994 мм;
- База вагона между тележкой и сочленением — 6 614 мм;
- База между узлами сочленения — 4 760 мм;
- Размеры тележки:
- База тележки — 1 800 мм;
- Клиренс тележки на новых бандажах — 130 мм;
- Диаметр новых необточенных колёс — 620 мм;
- Ширина колеи — 1 520 мм;
- Минимальный радиус проходимых кривых — 20 м;
- Общие размеры вагона:
- Масса вагона — 37 т;
- Тяговые характеристики:
- Номинальное напряжение и род тока — 550 В постоянного тока;
- Передаточное число редуктора — 6,921;
- Конструкционная скорость — 75 км/ч;
- Время разгона до 40 км/ч — 14 с;
- Мощность электродвигателей — 6×72 = 432 кВт;
- Ёмкость аккумуляторов — 8×160 А·ч;
- Дистанция автономного хода на аккумуляторах — 1 500 м;
- Удельное энергопотребление — 65 Вт·ч/т.км;
- Пассажировместимость:
- Количество сидячих мест:
- в вагоне 71-931 — 53;
- в вагоне 71-931М — 60;
- в вагоне 71-931М модификации «Витязь-Москва» — 64;
- Общая вместимость:
- в вагоне 71-931:
- при населённости 5 чел./м² — 220;
- при населённости 8 чел./м² — 320;
- в вагоне 71-931М:
- при населённости 5 чел./м² — 188;
- при населённости 8 чел./м² — 265.
- в вагоне 71-931:
- Количество сидячих мест:
“Витязь-Москва” — это большой технологический скачок вперед. Трамвай кардинально отличается от своих предшественников и инновационным внешним видом, и внутренним содержанием. Главные отличия — большая вместимость за счет трех секций и низкий пол.
В «Витязе» 60 мест для сидения, возле каждого кресла у окна расположены USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.
Особое внимание разработчики уделили людям с ограниченными возможностями здоровья.
В каждой секции выделено место для инвалидных кресел-колясок и оборудованы ремни, с помощью которых пассажир может зафиксировать коляску. Их можно использовать для детских колясок и велосипедов. Кроме того, для заезда в вагон предусмотрены складные пандусы. На некоторых остановках трамвая в городе приподнятые платформы располагаются на одном уровне с полом вагона, и маломобильные пассажиры, пожилые люди, родители с детскими колясками могут без труда зайти в вагон.
Также «Витязь» может похвастаться адресным открыванием дверей. Нажав зеленую кнопку, пассажир сам открывает нужную дверь. Ниже располагается синяя — для маломобильных пассажиров. Более того, они могут получить услугу сопровождения на протяжении всего маршрута. Для этого нужно оставить заявку в центре обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена.
Еще одно преимущество «Витязей» — система климат-контроля для поддержания необходимой температуры в любую погоду. Благодаря ей зимой в вагонах тепло, а летом приятная прохлада.
В депо заботятся о том, чтобы и внутри, и снаружи вагонов было чисто. Они обязательно проходят предрейсовый осмотр.
За сутки каждый трамвай несколько раз моют и дезинфицируют. На конечной остановке в состав заходят уборщики и тщательно протирают его изнутри. Особое внимание они уделяют местам, с которыми контактируют пассажиры. Самая тщательная дезинфекция проводится вечером, после заезда “Витязя” в депо».
Также трамвай несколько раз в сутки проходит технический осмотр. Специалисты оценивают не только техническое состояние вагона, но и так называемое культурное, то есть осматривают, к примеру, стекла на наличие сколов и трещин.
Слесари работают в депо круглосуточно — именно они ремонтируют вагоны. Чем больше пробег, тем более серьезное обслуживание ждет состав. Через каждые пять тысяч километров пробега в вагоне проверяют тормозную систему, освещение, подшипники и остальные системы по списку.
Комфорт и безопасность для водителей
Общественный транспорт столицы — это не только депо и трамваи, но и люди, которые ими управляют. Чтобы водители были на рабочем месте вовремя, за ними заезжают специальные автобусы и забирают прямо от дома. Перед работой каждый специалист обязательно проходит предрейсовый осмотр у медицинского работника, и в его путевке ставится печать о допуске в рейс.
«Витязь» удобен не только для пассажиров, но и для водителя. На внешней стороне трамвая по всему периметру установлены камеры, обеспечивающие обзор на 360 градусов. Видеонаблюдение есть и в салоне.
Кресло каждый водитель может отрегулировать под себя. Кстати, их здесь два — одно предназначено для ученика или инструктора. На широком подлокотнике располагаются основные кнопки управления: двери, свет, сигналы, поворотники, перевод стрелок.
В депо работают около 400 водителей, и большая их часть — женщины. Есть среди них те, у кого водительский стаж составляет более 40 лет.
Бесшумный, экологически чистый и перспективный
Трамвай — удобный и экологически чистый вид городского транспорта, который заслуженно полюбился москвичам. И сегодня столичный парк — один из самых молодых в Европе, а его большую часть составляет модель «Витязь-Москва». Кроме того, трамвай в столице постепенно «молодеет», его средний возраст — всего 3,5 года.
В прошлом году Москва закупила 71 новый состав и обновила парк на 87 процентов. В 2022 году в столицу планируют поставить еще более 40 «Витязей». Стоит также отметить, что Москва закупает новые вагоны у отечественных производителей. И в рамках контрактов жизненного цикла они в течение 30 лет занимаются сервисным обслуживанием и ремонтом.
Одно из главных преимуществ этого транспорта на дороге — возможность не стоять в пробках. Помогают быстро двигаться трамваям и светофоры со специальными датчиками, появившиеся в Медведкове, Строгине и других районах. Они разрешают движение трамваям и запрещают его машинам.
Трамвайная сеть тоже развивается: специалисты капитально ремонтируют пути, а там, где это возможно, обособляют их от машин. Благодаря этому, а также двум ступеням амортизаторов «Витязи» движутся очень тихо и, в отличие от предшественников, значительно меньше тревожат жителей домов, расположенных около трамвайных путей.
Интерьер
Вагоны 71-931М имеют различия в цветовой схеме отделки салона. Вагоны, начиная с зав. номера 2 по зав. номер 78, имеют бежевые стены в салоне, а вагоны зав. 1 и с зав. 79 отделываются белыми. При этом потолок имеет белый цвет во всех вагонах.
На вагонах 71-931М, начиная с зав. номера 182 (бортовой номер 31179), пассажирские сиденья устанавливаются по новой схеме, что позволило повысить комфортность и добавить дополнительную накопительную площадку в 3-ей секции. Начиная с вагона 31301 устанавливаются сиденья нового типа.
В салоне установлены информационные табло типа «бегущая строка» с текстом красного цвета, а также медиаэкраны в 1-й и 3-ей секциях, прикреплённые к потолку. На вагоне 31066 экраны расположены в окнах. Начиная с вагонов модификации «Витязь-Москва» вместо бегущей строки в верхней части перегородки кабины устанавливается экран, показывающий информацию о движении по маршруту.