Трамвай

История московского трамвая

Первый трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, соединив Бутырскую заставу и Петровский парк. Это была значимая веха в истории транспорта столицы, которая с тех пор продолжает развиваться. С того времени московский трамвай прошел долгий путь. На 2023 год действует 38 маршрутов (из них 3 временно закрыты), которые обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление».

В начале XX века в городе было около 50 маршрутов трамвая, которые обслуживались более чем 2 тысячами вагонов.

В 1930-х годах трамваи стали оснащаться новыми технологиями, такими как электропневматические тормоза и улучшенная система подвески.

В 1950-х годах началось строительство трамвайных линий в новых районах Москвы, таких как Южное Бутово и Новокосино.

В 1960-х годах были запущены первые трамваи с низким полом, что сделало их более доступными для людей с ограниченными возможностями.

В 1990-х годах трамваи Москвы стали оснащаться компьютерной системой управления движением, что повысило их эффективность.

В настоящее время в городе работает более 30 маршрутов трамвая, обслуживаемых современными вагонами, оснащенными кондиционерами и видеонаблюдением. Трамвай остается важным элементом транспортной системы Москвы, обеспечивая удобную и доступную транспортную связь для миллионов жителей и гостей столицы. История московского трамвая продолжается, и мы можем быть уверены, что он будет продолжать развиваться и совершенствоваться в будущем.

В первой половине XX века трамвай стал главным средством транспорта в Москве. Трамвайные линии проходили вдоль Кремля, через Красную площадь, Триумфальные ворота Белорусского вокзала, Сретенский холм и Таганскую гору. Однако, из-за частной собственности, возможности трамвайной сети не были полностью использованы, и не было единой схемы маршрутов. Только в 1911 году городская дума выкупила все участки трамвайной сети, принадлежащие частным владельцам, и была создана общая трамвайно-транспортная система. После революции в 1923 году была восстановлена сеть трамвая, и началось строительство линий к рабочим районам. 

В 1920-х годах были открыты кольцевые маршруты, охватывающие многие районы города. В начале 1930-х годов Москва начала строительство метрополитена и первое трамвайное предприятие, Октябрьское депо, было открыто на месте строительства депо для метро. В конце 1930-х годов Сокольническое кольцо стало единственным кольцевым маршрутом трамвая в Москве.

В марте 1949 года московский трамвай отметил своё 50-летие. На тот момент протяжённость его путей составляла 549,8 км, включая 448,5 км пассажирских путей. В парке было 2129 пассажирских вагонов, а на 54 маршрутах средняя скорость движения составляла 15,15 км/час. В 1950 году было закрыто 24,1 км трамвайных линий, что сравнимо с 1936 и 1945 годами. На 15 января 1951 года в Москве действовало 51 маршрут трамвая. В 1951 году было построено три новых линии, но в последующие годы были закрыты наиболее напряженные трассы города, и маршрутная сеть трамвая была изменена. Осенью 1950 года в депо имени Апакова был доставлен вагон для испытаний.

13 марта 1959 г. в депо им. Апакова прибыл первый чехословацкий четырехосный моторный вагон Т-2, которому был присвоен № 301. До 1962 вагоны Т-2 поступали исключительно в Апаковское депо, и к началу 1962 года их собралось уже 117 штук – больше, чем было приобретено каким-либо городом мира. Поступающим вагонам присваивались трехсотые и четырехсотые номера. Новые вагоны были направлены прежде всего на маршруты 14, 26 и 22.

С  1960 году в Москву прибыли первые 20 вагонов РВЗ-6. Они поступили в Апаковское депо и эксплуатировались до 1966 года, после чего были переданы в другие города.

В 1960—1970-х годах были окончательно ликвидированы линии в западной части города и разорвано вслед за первым второе «трамвайное кольцо» вокруг Садового. Вместе с тем, новые линии были проложены в тогда ещё лишённые метро районы: Медведково (1966—1967), Чертаново (1963—1973), Хорошёво-Мнёвники (1967), Перово и Новогиреево.

25 ноября 1962 года была закрыта «артамоновская» сеть.

После закрытия линий между улицами Нижняя Масловка и Тихвинская в 1965 году и по Большой Грузинской улице в 1973 году от общей городской трамвайной сети оказалась отделена сеть Краснопресненского депо на северо-западе города.

В январе 1976 года исполком Моссовета принял постановление «О проекте изменения трамвайной сети по этапам реконструкции города» (планировалось ликвидировать 35 км путей на существующих участках, а также строительство новых). По этому постановлению в 1980 году было прекращено движение трамваев только по одному участку — по Школьной улице из-за реконструкции этой старомосковской улицы и застройкой соседней Тулинской улицы (Сергия Радонежского) новыми домами.

С начала 1980-х годов строительства новых линий не было, однако и ликвидация старых практически не велась, за исключением линии на Симоновском валу, которая была закрыта в 1987 году из-за пожара на заводе «Динамо». Также в середине 1980-х годов прекращено движение на двух маршрутах в районе Лефортово: по 1-му Краснокурсантскому проезду (из-за строительства жилого дома) и по маршруту от Госпитальной улицы до Старокирочного переулка (из-за строительства Третьего транспортного кольца). При этом роль трамвая в перевозках постепенно снижалась. Последней в 1981—1982 годах была построена линия в Строгино.

С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий, в основном, из-за строительства Третьего транспортного кольца на крупных магистралях, прилегающих к центру. В 1995 году закрыта линия на Проспекте Мира (и выведены из эксплуатации линии на улицах Трифоновской и Гиляровского), затем на Нижней Масловке из-за строительства 3-го транспортного кольца. По той же причине в начале 2000-х снимаются рельсы на Беговой улице и у метро «Улица 1905 года», а также на улице Двинцев. В результате Краснопресненское депо переносится в Строгино. 25 декабря 2004 года в связи с предстоящей реконструкцией закрыто движение по Ленинградскому проспекту. В 2008 году закрыты линии на Лесной улице и Волоколамском шоссе. Протяжённость линий в 1989—2004 гг. сократилась с 460 до 420 км (максимум в 1940-х составлял 560 км). В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно около 150 тысяч человек (для сравнения, в 1990 — более 800 тысяч).

Добавить комментарий