Яндекс такси

Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение, веб-сайт или по телефону. Является одним из крупнейших агрегаторов служб такси в России по числу заказов. Сервис передаёт заказ тому водителю, который сможет приехать быстрее всего с учётом местоположения пользователя и дорожной обстановки.

Полная линейка включает Эконом, Комфорт, Комфорт+, Бизнес, Премиум, Ультима и Минивэн. В комментариях к заказу можно указать несколько опций: жёлтые регистрационные номера, позволяющие такси ездить по полосам для общественного транспорта, некурящий водитель, кондиционер, перевозка животного, квитанция об оплате и детские кресла (одно или два) трёх видов: для детей весом от 9 до 18, от 15 до 25 и от 22 до 36 кг.

Основным конкурентом сервиса называют личный автотранспорт, который становится всё менее эффективным для частных поездок в города.

Сервис принадлежит ООО «Яндекс.Такси». Генеральный директор компании — Тигран Худавердян.

Принцип работы

Вызов такси осуществляется при помощи приложения «Яндекс.Такси» через смартфон (iOS, Android или Windows Phone), или через сайт.

Для заказа пользователь указывает номер телефона, адрес подачи такси и места назначения, при необходимости промежуточные точки маршрута, форму оплаты; выбирает тариф и дополнительные опции.

Пользователю предоставляется возможность оценки совершенной поездки по пятибалльной шкале. Оценки влияют на рейтинг водителей и служб такси. Водитель может видеть только свой усреднённый рейтинг, но не оценки от конкретных клиентов. Если водитель получает низкие оценки, его могут отключить от заказов Яндекс.Такси.

Функциональность сервиса и технологии

Для оценки времени подачи машины и расчёта маршрутов Яндекс.Такси использует технологии  Яндекс.Карт  и  Яндекс.Навигатора. Маршрут строится с учётом как текущих пробок, так и прогнозируемых. Сервис может порекомендовать точку для подачи такси поблизости от текущего местоположения пользователя с указанием пути и возможной экономии. Например, переход на другую сторону дороги может сэкономить несколько минут поездки и сделать её дешевле.

В мае 2017 года появилась возможность включить в маршрут до трёх промежуточных точек. Стоимость ожидания во время поездки рассчитывается в соответствии с тарифами региона]. Система распределяет заказы между водителями автоматически, основываясь на нескольких факторах:

  1. Водитель сможет приехать быстрее остальных
  2. У водителя самый высокий рейтинг среди коллег, претендующих на тот же заказ
  3. Машина отвечает всем дополнительным запросам (тариф, опции)

В случае дефицита свободных машин цена рассчитывается с учётом повышающего коэффициента, который регулируется автоматически.

В апреле 2017 года сервис Яндекс.Такси ввёл фиксированную стоимость поездок во всех городах России: цена становится известна во время заказа и не увеличивается, даже если в пути образовались пробки или водитель отклонился от маршрута.

С помощью технологии машинного обучения Яндекс.Такси определяет и рекомендует удобные места для посадки. Такие места на карте обозначены синими кружками и пользователю предоставляется возможность самостоятельно их выбрать.

История

В 2011 году Яндекс.Такси запустился в Москве, как один из сервисов Яндекса. На старте к системе было подключено около 1000 водителей из 11 таксопарков столицы.

Изначально сервис был представлен только мобильным приложением на платформах iOS и Android. Веб-версия появилась 28 июня 2012 года.

Руководитель сервиса с момента основания — Лев Волож, старший сын сооснователя Яндекса Аркадия Воложа.

В 2012 году сервис Яндекс.Такси начал брать комиссию с заказов. Прогнозировалось, что объём заказов через сервис в 2013 году составит около $60 млн.

В 2013 году подключена возможность оплаты банковской картой.

За 2013 год через Яндекс.Такси сделано 3,5 млн заказов на общую сумму 2,177 млрд руб. ($68 млн). В 2014 году руководителем сервиса Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян.

Обновлены приложения для Android и iPhone. В обновлённой версии введена переадресация звонков. Для защиты персональных данных водителю передаётся специальный номер с уникальным добавочным кодом вместо личного телефона клиента.

В июне 2014 года введена обязательная подготовка для водителей на знание города и стандартов сервиса[.

В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность. Рос.Такси стал основой для платформы «Яндекс.Таксометр», которой пользуются водители, подключенные к Яндекс.Такси.

В декабре 2015 года в рамках реорганизации «Яндекса» сервис Яндекс.Такси стал отдельной компанией ООО «Яндекс.Такси», её директором назначен Тигран Худавердян.

Совместно с компанией «Мегафон» запущены льготные тарифы для сокращения расходов таксистов. Более половины таксопарков выбрали этого оператора].

По состоянию на август 2015 года к сервису подключено около 30 тысяч автомобилей из 450 таксопарков].

В 2016 году сервис Яндекс.Такси начал работать в Грузии, Казахстане, Белоруссии, Украине и Армении].

В апреле 2016 года был запущен сервис для корпоративных клиентов «Яндекс.Такси для бизнеса».

В феврале 2017 года запущена платформа для аэропортов в партнёрстве с Шереметьево (Терминал D). Программа Яндекс.Таксометр обеспечивает интеграцию с внутренними системами аэропорта: машины попадают на территорию терминала по бесконтактным меткам — это сокращает время въезда-выезда и повышает пропускную способность парковки. Также платформа включает в себя сервисные решения: стойки для заказа и оплаты поездок.

В марте 2017 года появилась опция оптимальных точек подачи такси. Приложение анализирует маршрут и предлагает пользователю пройти пешком небольшое расстояние, например, перейти на другую сторону дороги или железнодорожных путей, если это позволит сократить время ожидания, или уменьшить продолжительность и стоимость поездки.

В июне 2017 года Яндекс.Такси впервые показала видеоролик о технологии беспилотного автомобиля собственной разработки. Прототип построен на базе гибридного хэтчбека Toyota Prius, оборудованного графическим процессором Nvidia GTX и оптическим дальномером LiDAR компании Velodyne.

13 июля 2017 года «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса и сервисов по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белорусси, Грузии и Казахстане[. Дополнительно «Яндекс» вложит в новую структуру 100 миллионов долларов, а Uber — 225 миллионов долларов. После этого новая компания будет оцениваться в 3,7 миллиардов долларов. На 59,3 процента она будет принадлежать «Яндексу», на 36,6 процента — Uber, и на 4,1 процента — сотрудникам новой компании.

25 июля 2017 года Яндекс.Такси начало работать в Молдавии.

В ноябре 2017 года Яндекс.Такси приобрёл 100 % акций сервиса доставки еды Foodfox. В декабре 2017 года запущен сервис «Комбо» для совместных поездок. 4 апреля 2018 года сервис начал работу в Узбекистане.

6 августа «Яндекс. Такси» приобретает разработчика онлайн-сервисов для управления таксопарками «Оптеум». Сервис позволяет оптимизировать работу в таксопарках.

16 ноября 2018 года «Яндекс. Такси» выходит на рынок Израиля под новым брендом Yango. Первое время сервис по онлайн-заказу такси будет работать на территории агломерации Гуш-Дан, в частности, в Тель-Авиве].

22 ноября 2018 года в «Яндекс. Такси» добавили возможность вызвать несколько машин сразу. Чтобы сделать заказ дополнительных машин, надо нажать кнопку «Еще такси» в приложении.

6 декабря 2018 года перевозчик запускает функцию отслеживания цен на заказ. Если заказ станет дешевле, «Яндекс.Такси» пришлёт уведомление об этом.

Контроль качества и безопасность

 


Электромобиль Tesla Model S, работающий в качестве такси в Москве под брендом «Яндекс.Такси»

Контроль автомобилей

Автомобили проходят несколько этапов контроля помимо регулярных проверок технического состояния в таксопарках.

Фотоконтроль

Несколько раз в месяц каждый водитель получает в программе Таксометр приглашение пройти дистанционный контроль состояния автомобиля[. Для этого нужно сделать несколько фотографий экстерьераи интерьера машины, детского кресла и основных документов. Водитель, который регулярно отказывается от проверок или нарушает график, присылает ненастоящие, устаревшие или нечеткие фотографии, может быть временно заблокирован или даже попасть в чёрный список.

Водители машин, оснащённых детским креслом, проходят дополнительный контроль.

Консультанты

Этот вид проверки работает только в Москве. Фактически, это «тайный покупатель», который ничем не отличается от обычного пассажира. Через несколько дней после поездки водитель получает в Таксометре подробный отчёт со всеми положительными и отрицательными моментами.

Мобильный контроль

Это очная проверка водителя и автомобиля в Москве и Санкт-Петербурге. Не чаще 1 раза в 3 недели водитель может получить заказ со специальной пометкой о том, что будет проведен контроль качества. Вместо пассажира водителя встречает контролер Яндекс.Такси. Он проверяет документы, состояние машины внутри и снаружи, соответствие опциям (например, наличие детского кресла).

Стационарный контроль

Комплексная проверка автомобиля, водителя и документов. Цели проверки:

  • Фиксация исправления нарушения, выявленного фотоконтролем
  • Оценка возможности продления срока эксплуатации автомобиля
  • Первичная оценка машин, ранее не работавших в сервисе (для машин старше 3 лет)

Контроль водителей

Водители, которые работают с Яндекс.Такси ранее проходили подготовку и тестирование в Центрах подготовки водителей. В центрах учат общению с пассажирами и работе с приложением Таксометр. После успешной сдачи теста водители получают более высокий рейтинг в системе, это может дать преимущества при распределении заказов.

В марте 2017 года в Яндекс.Такси подтвердили информацию о том, что компания работает над технологическим решением для контроля усталости водителей. Среди возможных партнёров по разработке названо ЗАО «Нейроком», инвестиции в проект составят около $10 млн.

Тарифы

Сервис предлагает пять видов тарифов: «Эконом», «Комфорт», «Комфорт+», «Бизнес» и «Минивэн». Условия тарифов отличаются в разных регионах]. Дальнейшая тарификация зависит от длины маршрута и времени в пути.

Существует возможность перевозки велосипедов. Для этого необходимо выбрать тариф «Минивэн» и отметить соответствующую опцию.

Также возможна перевозка животных, лыж или сноубордов. Перевозка собаки-поводыря всегда бесплатная.

Оплатить поездку можно наличными, банковскими картами и Apple Pay.

Детское такси

В 2015 году компания ввела три категории детских кресел:

  • от 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 до 5 лет
  • от 5 до 12 лет

Для сокращения времени ожидания машины, соответствующей критериям, были закуплены дополнительные 1000 детских кресел Cybex Aura-Fix. По состоянию на 2015 год 10 000 машин, подключенных к Яндекс.Такси, оборудованы детским креслом или бустером. Кроме того, были введены более строгие критерии к рейтингу водителей, получающих заказы на перевозку детей.

1 июня 2017 года в Москве появилась возможность при заказе такси выбрать сразу два детских сидения — кресло и бустер, или два бустера.

Критика

Яндекс.Такси в разных регионах неоднократно подвергался критике со стороны водителей такси, вплоть до организации забастовок. Основная причина критики — слишком низкие цены. Из-за этого водители опасаются, что стали меньше зарабатывать. Следующий бойкот поездок от данного агрегатора среди водителей состоится 3 декабря 2018 года. Стоимость поездок, со слов большинства водителей, очень близка к амортизационной себестоимости поездки, и по сути водители «обналичивают» свой автомобиль, работая по таким ценам. В МВД России на запрос Business FM ответили, что за 11 месяцев этого года в столице зарегистрировано 591 такое происшествие. Это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из почти 600 ДТП с участием такси более 400 произошло из-за нарушения правил дорожного движения самими таксистами. Это на четверть больше, чем в прошлом 2017 году. При этом, по статистике МВД, погибли семь и получили ранения более 500 человек. Число пострадавших увеличилось более чем на треть.

administrator

Related Articles