В Госдуме предложили провести ревизию автомобилей со спецсигналами

Депутат ГД Виталий Милонов предложил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву провести крупномасштабную ревизию автомобилей, оснащенных спецсигналами

«Несмотря на улучшения в данной сфере, на мой адрес приходит немало обращений от граждан, сообщающих о том, что в последнее время количество гражданских машин, оснащенных спецсигналами, возросло. Граждане выражают опасения, что ситуация с чрезмерным количеством «мигалок» на дорогах может повториться. Прошу Вас рассмотреть возможность организации крупномасштабной ревизии автомобильного парка машин, оснащенных проблесковыми и специальными сигналами», — пишет Милонов в письме Медведеву, текст обращения находится в распоряжении РИА Новости.

Законодатель также напомнил, что в крупных российских городах времен «начала нулевых» была проблема огромного количества машин с проблесковыми маячками.

«Машины с «мигалками» в большом количестве создавали пробки, демонстративно нарушали правила дорожного движения и, надо признаться, серьезно раздражали автолюбителей», — пояснил Милонов, его слова приводит «РИА Новости».  

Депутат добавил, что чрезмерное количество спецсигналов на дорогах негативно влияет как на дорожную обстановку, так и на отношение других участников движения к машинам спецслужб.

Кто имеет право на проблесковый маячок

Проблесковый маячок — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации)

В России они могут быть установлены на: транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, должны иметь нанесённые на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

Крупнейшими отечественные производители специальных сигналов для транспортных средств являются: ПО «Элина»и ООО НПКО «Элект»

Устройство

Проблесковый маячок по конструкции может быть стационарным, съёмным, а также может быть вмонтирован в сигнальные балки. Установка проблесковых маячков производится на самом видном месте, обычно это крыша. Вре́менное крепление маячка осуществляется с помощью магнита, стационарно маячок крепится винтами к крыше (кабины или кузова) автомобиля. Согласно Правилам допуска транспортных средств, не допускается установка проблескового маячка внутри салона.

Плафон устройства изготавливается из ударопрочного  поликарбоната. Обычно применяется материал, устойчивый к воздействию ультрафиолетового излучения.

Светоизлучающие устройства могут быть самыми разными — лампа накаливания с вращающимся рефлектором, ксеноновая лампа-вспышка, матрица светодиодов. В дополнение к маячку на автомобиле могут мигать фары.

Виды спецсигналов

  • Проблесковый маяк. Бывают: с ротаторным механизмом, с газоразрядной лампой (импульсный), со светодиодами или с LED-матрицей (светодиодный)
  • Сигнальная громко-говорящая установка – АУ
  • Светосигнальная балка (иногда: комплекс из проблесковых маячков) – СП/СУ Бывают: с ротаторными механизмами, с газоразрядными лампами, со светодиодами или с LED-матрицами
  • Светосигнальная громко-говорящая установка — комплекс звуковой и световой сигнальной системы – СГУ/САП
  • «Бегущая строка», или иначе как электронная текстовая матрица
  • Стробоскопы (импульсно-мигающие газоразрядные лампы в цветном или прозрачном корпусе)
  • Паш-бамперы (англ. Push-bumper) — это металлическая конструкция, крепление которой происходит на переднем обвесе и решётке радиатора. На паш-бамперах устанавливаются светодиодные модули красного/синего/белого/оранжевого цвета
  • Фары-вспышки (функция поочередного мигания фар автомобиля «право-лево»)

Назначение цветов проблесковых маячков в России

Синий — устанавливается на автомобили экстренных служб (в том числе частных, добровольных, ведомственных, муниципальных). Кроме того, синие маячки устанавливают на транспорте ФСО спереди (бампер, решётка радиатора). Для частных лиц требуется разрешение в ГАИ (установка и использование).

Красный — в дополнение к синему устанавливается на автомобили ГИБДД, ГАИ и ВАИ. Также ставится на аэродромные тягачи и координирующий автотранспорт.

Зелёный — в СССР в 1980-х годах ставился как один из двух или более проблесковых маячков на автомобиль, замыкающий колонну сопровождения. Первый автомобиль колонны должен был иметь один красный маячок из двух или более установленных проблесковых маячков. В начале 1990-х заменён на красный.

Зелёный проблесковый маячок в настоящее время в России не признается специальным световым сигналом, однако его установка на автомобили, а равно эксплуатация автомобиля с установленным проблесковым маячком зелёного цвета запрещены под страхом административного наказания.

Оранжевый (жёлтый) — устанавливается на:

  • транспорт коммунальных служб;
  • автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы;
  • автомобили, сопровождающие ТС, перевозящие опасные или негабаритные грузы;
  • автомобили частных охранных предприятий
  • автомобили аэродрома, координирующие авиатранспорт, оборудованные и бортовыми огнями, как у воздушных судов: левый — красный, правый — зелёный):
    • перевозящие пассажиров к самолёту или к входу в аэропорт;
    • перевозящие авиатопливо;
    • перевозящие багаж к самолёту (или из самолёта);
    • автомобили-трапы;
    • автомобили-тягачи и прочий транспорт, имеющий право подъезда к воздушным судам на стоянке.
  • Лунно-белый — устанавливается на инкассаторские автомобили, автомобили почты России и используется для привлечения внимания при нападении.

Устанавливаемые проблесковые маячки должны соответствовать ГОСТ Р 50574-2002 и правилам ЕЭК ООН N 65.

Преимущества автомобилей с установленными проблесковыми маячками

Автомобилю с включённым проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом правилами дорожного движения всех стран сделаны ряд исключений из общих правил дорожного движения, — в частности даётся право игнорировать сигналы светофора (если это будет безопасно и не создаст аварийную ситуацию для других участников дорожного движения).

Игнорировать сигналы регулировщика водитель автомобиля с включённым спецсигналом права не имеет. (В такой ситуации регулировщик обязан создать преимущество для проезда спецавтомобилю следующему с включенными спецсигналами.)

При приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители должны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих транспортных средств.

Если в дополнение к синему, включён маячок красного цвета, то водители обязаны уступить дорогу и сопровождаемым транспортным средствам].

Требование уступить дорогу означает, согласно действующим в России правилам дорожного движения, что участник движения не должен «начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо манёвр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость»].

Водители транспортных средств и машин дорожно-эксплуатационных служб с включённым проблесковым маячком оранжевого цвета в процессе выполнения работы на дороге имеют право отступать от общих требований дорожных знаков и разметки, а также некоторых пунктов Правил при условии обеспечения безопасности движения.

Другие водители не имеют права препятствовать их работе. Это единственная привилегия оранжевых маячков. Преимущества в движении такой маячок не даёт, а выполняет исключительно сигнальные функции — предупреждения других водителей об опасности носителя такого маячка.

Ответственность водителей

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — карается штрафом или лишением прав на определённый срок]. Например, в Российской Федерации штрафом в 2500 рублей или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев (с 1 Марта 2015 года: санкции могут отличаться в зависимости от субъекта).

Непредоставление преимущества в движении автомобилю скорой медицинской помощи или реанимобилю с включенными проблесковыми маячками и сиреной, повлекшее за собой смерть пациента — карается условно-уголовной или уголовной ответственностью, сроком от двух лет и трёх лет условно.

Водитель может освобождаться от ответственности за непредоставление преимущества спецтранспорту, следующему с включёнными спецсигналами, лишь в случае, когда выполнение предоставления такого преимущества невозможно физически, например, в условиях затора на дороге.

Использование специальных световых и звуковых сигналов государственными органами

С 2012 года

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. № 635 (вступил в силу с 1 июля 2012 г.) был утвержден перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств.

Перечень включает только наименования государственных органов и количество автомобилей, подлежащих оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами. Должностные лица, пользующиеся этими автомобилями, определяются руководителями указанных органов.

  • Правительство Российской Федерации — 28, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 886 — 30, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 385 — 32
  • Администрация Президента Российской Федерации — 20, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 340 — 22
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — 5
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации — 8, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2016 г. № 565 — 12
  • Счетная палата Российской Федерации (включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 750) — 1
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации — 30
  • Следственный комитет Российской Федерации — 12
  • МВД России — 100, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 462 — 98
  • МИД России (включено в перечень Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2013 г. № 558) — 3, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2015 г. № 408 — 4
  • Минобороны России — 20
  • ГФС России — 60
  • СВР России — 1
  • ФСБ России — 197, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 522—207
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 462) — 35
  • ФСКН России (исключена из перечня Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 462) — 1
  • ГУСП — 1
  • Управление делами Президента Российской Федерации — 1
  • ФАС России (исключена из перечня Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 743) — 1
  • Росфинмониторинг — 1
  • Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации — 83, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 385 — 85[7]
  • Российская академия наук (включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 114) — 1

Общественное отношение к проблесковым маячкам

Проблесковый маячок крайне полезен в случаях, когда необходимо быстрое передвижение автомобилей по дорогам, в первую очередь это касается автомобилей экстренных служб (пожарная, спасательные службы, полиция, скорая помощь, служба газа…). Иногда перемещение данных автомобилей происходит в условиях затруднённого движения («пробка»).

Маячок, установленный на автомобилях экстренных служб, существенно сокращает время в пути, а ведь от этого порой зависит жизнь и здоровье людей. Но если маячков на дороге слишком много, это существенно затрудняет движение, что негативно отражается на настроениях всех участников дорожного движения.

Если к машинам экстренных служб большинство участников дорожного движения относятся с пониманием, то отношение к маячкам, установленным на иных машинах, крайне негативное: «…Это „неприкасаемые“ водители с мигалкой, волшебной бумажкой, ксивой, корочкой, телефоном нужного человека. Наказать их практически невозможно, как показывает практика. Гаишники не могут с ними ничего сделать, и беспредел со стороны „меченой власти“ только растет».

Постановлением Правительства России от 1 декабря 2006 года № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» количество спецсигналов, установленных на автомобили, не принадлежащих экстренным службам, ограничивается 967 штуками. Реальное же количество ездящих по России «мигалок» превышает эту квоту как минимум на 20 %].

Сергей Шойгу утверждал, что проблема со спецсигналами связана с существованием структур «параллельных МЧС»]. В результате идёт процесс лишения спецсигналов и спецокраски муниципальной и ведомственной пожарной охраны.

Общественные акции, направленные на борьбу с чрезмерным количеством проблесковых маячков

В конце 2009 года газетой «Ведомости» и радиостанцией «Серебряный дождь» была организована акция «Охота на мигалки». По условиям акции, любой желающий мог сфотографировать автомобиль неэкстренных служб с установленным проблесковым маячком и отправить эту фотографию в редакцию. Непременным условием было то, что на фотографии должен быть читаемый номерной регистрационный знак. После подсчёта номеров будет объявлено количество установленных сверх положенных по закону проблесковых маячков. По состоянию на апрель 2010 года их было 1201.

Итогом акции стало открытое письмо министру МВД Нургалиеву. На что был получен ответ от главного государственного инспектора безопасности дорожного движения России Виктора Кирьянова]. Газету «Ведомости» не устроил ответ главного государственного инспектора безопасности дорожного движения России Виктора Кирьянова о том, что часть сфотографированных автомобилей действительно незаконно используют спецсигналы и их владельцы будут наказаны.

«Ведомости» направили повторный запрос в МВД с просьбой раскрыть полный список нарушителей, незаконно пользующихся проблесковыми маячками. И попросили объяснить, почему в некоторых регионах — Санкт-Петербурге, Московской области, Хабаровском крае и Чеченской Республике оказалось так много автомобилей со спецсигналами. По постановлению в регионах могут быть только две машины с мигалками — губернатора и главы законодательного собрания. Количество нафотографированных мигалок на 15 июня 2010 года составило ровно 1300 штук.

В апреле 2010 года было создано Общество Синих Ведёрок, цель которого — посредством флешмоб-акций привлечь внимание общественности к проблеме незаконного использования проблесковых маячков водителями машин неэкстренных служб. Каждому, кто хочет присоединиться к Обществу, предлагается установить на крыше своего автомобиля ведро синего цвета, своей геометрией напоминающее проблесковый маячок.

Нарушения водителей автомобилей, с установленными ПМ, вызвавшими общественный резонанс

  • 12 октября 2009 — ДТП на встречной полосе с машиной из кортежа губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко (Audi A8, госномер А005АА98). Номера с машины кортежа водитель снимал прямо во время съёмки, которую вели другие участники ДТП].
  • 31 марта 2010 г. — В Москве, на ул. Смоленская, автомобиль BMW (BMW 745Li грнз: A039MP97) с проблесковым маячком, закреплённый за советником Президента Шевченко, выехал на встречную полосу. 18 мая 2010 г. — Автомобиль Mercedes S600 с государственным номером А505МР97, принадлежавший представительству Дагестана, пересёк двойную сплошную и столкнулся на встречной полосе с BMW. Обошлось без жертв и пострадавших. Водитель Мерседеса был признан виновником аварии.
  • 20 мая 2010 г. — Автомобиль Volvo S60 А373МР97 (по предположению в блоге «Антимигалки» — ведомственная принадлежность МЧС) с мигалкой столкнулся с Citroen C4. Водитель Volvo попытался скрутить номера.

Проблесковые маячки на других видах транспорта

  • Авиация — маячки применяется для обозначения (в том числе габаритного) воздушного судна. На самолётах устанавливается в верхней точке киля (либо фюзеляжа), на законцовках крыла (левый — красный, правый — зелёный) и нижней части фюзеляжа, а на вертолётах — снизу.
  • Аэродромные машины — маячки применяются для повышения заметности машины на лётном поле.
  • Речные суда и морские суда — проблесковый маячок оранжевого цвета устанавливается на скоростные суда, движущиеся в неводоизмещающем режиме (на подводных крыльях или воздушной подушке).
  • Сельскохозяйственные комбайны — проблесковые маячки жёлтого(оранжевого) цвета включаются для информирования водителей грузовых автомобилей, занятых отвозом сельхозпродукции о том, что у комбайна заполнен бункер и он нуждается в выгрузке собранной сельхозпродукции в транспортный автомобиль.
  • Велосипеды — проблесковый светодиодный маячок красного цвета (обычно) устанавливается на багажник (если есть) велосипеда или под сидением на опоре.
  • Железнодорожный ремонтный транспорт — маячки устанавливаются впереди и сзади локомотива на специальных подставках, что в свою очередь должны предоставить видимость маячка более 180 градусов.
  • В основном на поезде они используются, чтобы предупредить проходящих через ж/д переход людей или пассажиров, ожидающих свой поезд на перроне.
administrator

Related Articles